Московия "присоединяла" Моксель православным кнутом
Ещё в 1989 году мокшане были вторым по численности (после эрзян) большим на постсоветском пространстве финно-угорским народом. Но уже сейчас – в году 2024-м – стало кратно меньше; если верить Росстату, этнических мокшан насчитано до 12 000 человек в РФ. Хотя народ сохраняет свой этноним, особенности языка, материальную культуру, народное творчество, но совершенно не знает своей истории. Значительная часть была ассимилирована русскими (московитами).
Впервые мокшан под именем "Mordens" (скорее всего это был союз племён либо же племенная верхушка) упоминает готский историк Иордан в VІ веке. Позднее подобные заметки оставляет византийский правитель Константин Багрянородный. Для них мокшане – автохтонное население в междуречье нижнего Дона и Волги среднего Поволжья. Собственно коренные жители, чьи исторические земли отнюдь не ограничиваются одной лишь Мордовией.
Приблизительно с ХVI века мокшане стали подвергаться славянской ассимиляции под видом насаждения православия в его испорченном московском виде. Культурно-хозяйственный тип (методы аграрного хозяйства, жилье, быт, обычаи) долгое время не отличались от соседей на Западе: украинцев, поляков, литовцев. Однако Московия, а также татарское влияние, привнесла свой уклад жизни; форпостом ассимиляции стал сначала Саранск, поздне также Пенза и Тамбов. В этих у других городах после основания "русские освободителе" запрещали селиться "некрещёной мордве" (причём по мнению чужаков, кроме мокшан, такой же запрет распространялся и на условно родственных по языку эрзян).
Социальные верхи, ради сбережения привилегий, охотно принимали крест от московских попов, входили в состав "русского" дворянства и уже к середине XIX века искренне считали себя россиянами. В то же время социальные низы – безземельное крестьяне – отказывались входить в православие (иных крестили целыми деревнями и уездами) и уходили в южные степные регионы, за Волгу и Урал. На освободившихся территориях Москва, а именно царская власть, привозила крепостных из ранее покорённых северо-западных губерний.
Помещики обращались с оставшимися мокшанами самым грубым образом: отбирали скот; захватывали поля; запрещали охоту на наследственных угодьях; не давали уходить в соседние деревни. Кроме насилия использовали и подкуп: новокрещённые иногда получали деньги и одежду, – но даже перейдя в православие, мокшане сохраняли языческие традиции и веру своего Бога-Шкая, которому молятся и по сей день, в надеже услышать тораму своего предводителя Тюштеня.
Автор – Игорь Лосев
Комментарии
Отправить комментарий