Кто такие мокшане и чего они хотят?

Мокша (самоназвание Mokšet) – один из крупнейших финно-угорских народов мира (по культурно-языковому признаку), не имеющий собственного суверенного государства. К сожалению, из-за значительного уровня атомизации и отчуждённости этноса, его ассимиляции и русификации на сегодня не имеют даже автономии в составе так называемой РФ. Республика Мордовия, где находиться ядро мокшанского народа, на прямую контролируется федеральным центром, те есть московским Кремлём.
На сегодня мокшане проживают в бассейне рек Ока, Цна, Мокша, Сура, Хопёр и Волга, а именно в административных границах Пензенской, Рязанской, Саратовской, Тамбовской, Самарской, Оренбургской и Ульяновской областей, и конечно ж в Республике Мордовии. В ходе Всероссийских переписей населения мокшан намеренно записывают под экзонимом "мордва", объединяя в одну национальную группу с эрзянами, что усложняет реальный подсчёт обоих народов. В то же время общее количество мокшан на сегодня оценивается от 500 000 до 1 500 000 человек по всему миру. Такой разброс количества заключается в сложности честного и точного подсчёта мокшан, которых чаще записывают в "мордву" или русских.
Мокшанский язык – финно-угорский язык так называемой волжской группы, один из трёх государственных языков Республики Мордовия, наряду с эрзянским и русским. Наш народ в большинстве своём исповедуют христианство (православие и лютеранство).
На территории РФ и в эмиграции мокшанское национальное движение пребывает в зачаточном состояние, многие активисты находятся в глубоком подполье из-за опасности быть репрессированы или депортированы. Основную миссию по восстановлению самосознания народа взял на себя созданный в 2022 г. в Будапеште Комитет представителей народа Мокша (в эмиграции). Его основополагающей целью является возрождение национальной самобытности, языка, культуры, исторической памяти и традиций с последующим созданием суверенного государства мокшанского народа – Мокшень Мастор (в переводе: Мокшанское государство).
Стоит отметить, что мокшане имеют опыт государственности – (Мокшонь) Мурунзань Кирди во главе с собственными правителями (каназорами) из династии Мордванов: Пуреш, Нарчатка и другие (они же – известные с арабских хроник Мордуканы). На протяжении IX-XIII вв. центрами племенной власти были, сперва, город Елатьма, а позднее – Нороньшящть (ныне Наровчат Пензенской области). О существовании мокшанской государственности свидетельствуют Лаврентьевская летопись 1228 г., Анналы Уэйверлейского монастыря 1239 г., труды Гийома де Рубрука "Itinerarium fratris Willielmi de Rubruquis de ordine fratrum Minorum, Galli, Anno gratia 1253. ad partes Orientales", Джованни дель Плано Карпини "Historia Mongalorum quos nos Tartaros appellamus", Рашида ад-Дина "Jāmiʿ al-tawārīkh" и Роджера Бэкона "Opus Majus", рассказывающие об истории Батыевого вторжения в Поволжье, Поднепровье и Центральную Европу, а также жизни соседних народов.
Однако после различных исторических событий, мокшанский народ оказался под влиянием и в составе Московского княжества, а после – Российской империи, СССР, и теперь вот РФ. На протяжении всего этого времени мокшане подвергались этническим чисткам со стороны колонизаторов, попыткам уничтожить историческую память, национальную культуру, язык и идентичность, которые всё же продолжают сохраняться, главным образом в деревенской среде.
У мокшан были многочисленные попытки обрести свою независимость от московского влияния, начиная с участия в Разинском восстании, заканчивая деятельностью организации "Масторава" в конце 1980-х и начала 1990-х гг. Однако все они были неудачными, участники наказаны различными способами либо вынуждены покинуть место проживания, выехав в Европу. В общей сложности историю мокшанского национального движения, целью которого является самоопределение народа, можно условно разделить на четыре этапа:
а) зарождение (с середины XIX в. и до Второй мировой);
б) становление (1988-2012);
в) упадок (2013-2021);
г) современность (с 2022).
Все перечисленные стадии сопровождались преследованиями мокшанских просветителей и активных деятелей национального движения как в Российской империи, так в СССР и в современной РФ.  Именно с целью прервать цепь предыдущих неудач и пассивности русифицированных соплеменников члены мокшанской диаспоры объединили свои усилия, сформировав Комитет в эмиграции. Главной причиной послужило агрессивное военное вторжение России в Украину в конце февраля 2022 г. Комитет представителей народа Мокша (в эмиграции) продолжил эстафету, начатую ещё "Масторавой" и планирует добиваться независимости от нынешней РФ. У мокшан, как и у многих народов, появилась историческая возможность для обретения свободы от Москвы. В начале лета 2023 г. указанное объединение было реорганизовано в Мокшанский национальный комитет, куда также вошли члены подпольного движения сопротивления из Мордовии, Пензенской, Тамбовской и Саратовской областей.
Нам не следует забывать, что мы – единый народ, мы – Мокшане, и у нас есть своё светлое прошлое. У нас были свои земли (размеры которых были в 3 раза больше и простирались они не только на ныне установленных границах: от Саранска до Зубовой Поляны). Была своя богатая культура, свой несмешанный язык. Был свой Пуреш – глава политического образования мокшан, который 700 лет назад боролся за сохр
анение Мокшанского народа.Вот почему нам нельзя допустить, чтобы после нас осталась, лишь как упоминание о народе,  наша тихая и красивая река, название которой – Мокша! Допустите в своё сердце мысли о праве на свободу – за ними последуют действия. Мы себя знаем! Знаем то, что если мокша захочет сделать – обязательно справится.
P.S. Минь, Пурешень мельгаксонзон, соньдеенза сюконятама сянкса, шта тяшити нинге ашеме юма модать лангста!

 Автор – Човганонь Дониси

 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

О народе Фиссагетов

О нас. About us.